Перелет на термодирижабле


Главная / ЭКВМ / Программы для ЭКВМ / БРП-4

Предлагаем Вам совершить перелет на термодирижабле и доставить как можно быстрее груз в нужный пункт, израсходовав при этом минимальное количество топлива. Перелет лучше всего осуществлять по конкретному маршруту, который Вы должны выбрать сами по карте. Если он будет проходить в горной местности, нужно следить за тем, чтобы не врезаться в какую-нибудь вершину.

Термодирижабль представляет собой комбинированный аппарат, в котором постоянная составляющая массы (конструкция, оболочка, оборудование) компенсируется гелиевыми баллонетами, а переменная составляющая (полезный груз и топливо) - обогреваемым воздушным баллонетом. Изменением температуры внутри дирижабля регулируется подъемная сила и, следовательно, высота полета. Горизонтальная скорость регулируется изменением мощности двигателя. Полет осуществляется с учетом встречного или попутного ветра.

Исходные данные заносятся в ячейки памяти: мощность двигателя (рекомендуемые значения от 0 до 100 л.с.) – в ячейку П0, заданное отличие подъемной силы от переменной составляющей массы дирижабля (от минус 104 до 104 кг) - в ячейку П1, шаг по времени (от 0 до 3 ч) - в ячейку П2, масса груза (от 0 до 104 кг) - в ячейку П3, масса топлива (от 0 до 5000 кг) - в ячейку П4, подъемная сила (кг) - в ячейку П5 (начальное значение рекомендуется задавать равным суммарной массе груза и топлива), реальное отличие подъемной силы от переменной составляющей массы - в ячейку П6 (вначале это отличие равно 0, затем автоматически приближается к заданному в регистре 1), текущая высота полета (м) - в ячейку П7, скорость полета (км/ч) - в ячейку П8, скорость ветра (от минус 100 до 100 км/ч; минус свидетельствует о встречном ветре) - в ячейку П9, постоянный коэффициент 10000 - в ячейку ПD. Сигнал об окончании топлива Е00 вводят, нажав клавиши 1, 0, 0, К, -, ВП, Х→П, С. (Для ЭКВМ следует выбрать и записать в RC какой-либо другой сигнал.)

Результаты вычислений записываются в ячейки памяти: суммарное время полета (ч) - в ячейку ПВ, суммарная дальность полета (км) - в ячейку ПА. Высота полета отображается на дисплее.

Инструкция по пользованию программой для МК-52 с БРП-4

  • 1. Наберите адрес 1315098 и введите программу, нажав клавиши А↑, ↑↓.
  • 2. Введите исходные данные.
  • 3. Для взлета запишите в ячейку памяти П1 положительное число и включите счет, нажав клавиши В/0, С/П. Время вычисления около 10 с. При остановке программы на дисплее высвечивается текущая высота полета. Нажав клавишу ↔, вызовите из регистра Y скорость.
  • 4. Повторно запустите программу, нажав клавишу С/П. Проверьте все параметры, поочередно вызывая их из указанных выше регистров.
  • 5. Повторяйте п.4 до тех пор, пока разница между подъемной силой и массой не станет заметной, высота полета не начнет быстро увеличиваться и дирижабль не отойдет от причальной мачты. Затем задайте скорость ветра и его направление и включите двигатель, введя данные в соответствующие ячейки.
  • 6. При приближении к нужной высоте введите в регистр 1 нуль или отрицательное число. Увеличение высоты полета будет постепенно замедляться и при достижении 10000 м прекратиться.

Инструкция по пользованию программой для ЭКВМ

  • 1. Загрузите программу с нулевого адреса.
  • 2. Введите исходные данные.
  • 3. Для взлета запишите в ячейку памяти П1 положительное число и включите счет, нажав клавиши В/0, С/П. При остановке программы на дисплее в RX высвечивается текущая высота полета, в RY - скорость.
  • 4. Повторно запустите программу, нажав клавишу С/П. Проверьте все параметры, поочередно вызывая их из указанных выше регистров.
  • 5. Повторяйте п.4 до тех пор, пока разница между подъемной силой и массой не станет заметной, высота полета не начнет быстро увеличиваться и дирижабль не отойдет от причальной мачты. Затем задайте скорость ветра и его направление и включите двигатель, введя данные в соответствующие ячейки.
  • 6. При приближении к нужной высоте введите в регистр 1 нуль или отрицательное число. Увеличение высоты полета будет постепенно замедляться и при достижении 10000 м прекратиться.

Примечание. По окончании топлива двигатель автоматически отключается и дирижабль дрейфует по ветру, постепенно снижаясь. Ускорить посадку можно, нажав клавиши 0, Х→П, 5. В этом случае нагретый воздух в воздушном баллонете вытесняется наружным воздухом и дирижабль идёт на снижение.

Тестовый пример

500 → П0; 5*103 → П1; 1 → П2; 1*104 → П3; 1*104 → ПD; 2*103 → П4; 1*104 + 2*103 → П5; 1000 → П7; -10 → П9; 0 → П6; 0 → П8; 0 → ПА; 0 → ПВ.

Высота полета 1417,78 м. Скорость 101,8 км/ч.


Программа "Перелет на термодирижабле"

Программа 50 из блока расширения памяти БРП-4, переключатель "1/2" блока в положении "2", адрес 1315098.

Файл brp4-50.mkp (КС 5655/111)

  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
00 ИП 4 ИП 0 5 ÷ ИП 5 2 F 10x ÷ + ИП 2
10 × - F x≥0 72 П 4 ИП 6 ИП 1 - F x<0 82
20 5 F 1/x ИП 2 × F ex ИП 5 × 6 0 0
30 + П 5 ИП 3 - ИП 4 - П 6 ИП D ÷ ИП 2
40 × F ex ИП 7 × 2 + П 7 ИП D - F x<0
50 86 ИП 0 F √ 5 × ИП 9 + П 8 ИП 2 ×
60 ИП A + П A ИП B ИП 2 + П B ИП 8 ИП 7 С/П
70 БП 00 0 П 0 П 4 ИП D /-/ П 1 ИП C С/П
80 БП 15 5 /-/ БП 21 0 П 1 ИП D П 7
90 БП 15 0 0 0 0 0 0    

Исходный текст для кросс-компилятора

Файл brp4-50.mkl

.CHARSET 1251

; БРП-4
; 50. Игра "Перелёт на термодирижабле" (2 - 1315098)

.ORG 0

A0:	 ; с адреса 70
	RM 4
	RM 0
	5 /
	RM 5
	2 F 10^X
	/
	+
	RM 2
	*
	-
	F X>=0 A72
	M 4

A15:	 ; с адреса 80, 90
	RM 6
	RM 1
	-
	F X<0 A82
	5

A21:	 ; с адреса 84
	F 1/X
	RM 2
	*
	F EXP
	RM 5
	*
	600 +
	M 5
	RM 3
	-
	RM 4
	-
	M 6
	RM D
	/
	RM 2
	*
	F EXP
	RM 7
	*
	2 +
	M 7
	RM D
	-
	F X<0 A86
	RM 0
	F SQRT
	5 	*
	RM 9
	+
	M 8
	RM 2
	*
	RM A
	+
	M A
	RM B
	RM 2
	+
	M B
	RM 8
	RM 7
	R/S
	GOTO A0

A72:	 ; с адреса 12
	0
	M 0
	M 4
	RM D
	+/-
	M 1
	RM C
	R/S
	GOTO A15


A82:	 ; с адреса 18
	5
	+/-
	GOTO A21

A86:	 ; с адреса 49
	0
	M 1
	RM D
	M 7
	GOTO A15
	000000
.END 

Примечание. Считывание программ из БРП в МК-52 производилось блоками по 7 байт. Неиспользуемые команды в конце программы оставлены для совместимости и используются при подсчёте контрольной суммы.


НПП "СЕМИКО" (383) 271-01-25 (многоканальный)