Игра Баше с множеством любых предметов


Главная / ЭКВМ / Программы для ЭКВМ / БРП-4

Французский математик Клод Гаспар Баше в своей книге "Задачи приятные и развлекательные", вышедшей в 1612 г., описал игру с множеством предметов (камней, монет и т.д.). В этой игре партнеры из множества N предметов поочередно берут не менее одного и не более P предметов (P > 1, N ≥ P). Тот, кто берет последний предмет, проигрывает.

Программа реализует игру, в которой одним партнером являетесь Вы - игрок (И), а вторым - калькулятор (К).

Исходные данные (N и P), определенные игроком, заносятся в ячейки памяти: N → П7, P → П4.

Результат вычислений (оставшееся количество предметов) записывается в ячейку памяти П7 и отображается на дисплее.

Инструкция по пользованию программой для МК-52 с БРП-4

  • 1. Наберите адрес 1023842 и введите программу, нажав клавиши А↑, ↑↓.
  • 2. Введите исходные данные.
  • 3. Если первым делает ход игрок, то наберите любое число от 1 до P и включите счет, нажав клавиши В/0, С/П. Время вычисления около 3 с. После окончания счета дисплей отобразит число оставшихся предметов.
  • 4. Нажмите клавишу С/П - ход калькулятора. Время вычисления около 8 с. После окончания счета дисплей отобразит число оставшихся предметов. Знак "-" слева от числа означает, что следующий ход игрока.
  • 5. Наберите число и нажмите клавишу С/П.
  • 6. Если игру начинает калькулятор, поочередно нажмите клавиши БП, 1, 2, С/П.
  • 7. Наберите число и нажмите клавишу С/П - ход игрока.
  • 8. Нажмите клавишу С/П - ход калькулятора.
  • 9. Отображение на дисплее числа 1 означает конец игры.
  • 10. Для повторнго запуска программы повторите пп. 3-5 или пп. 6-8.

Инструкция по пользованию программой для ЭКВМ

  • 1. Загрузите программу с нулевого адреса.
  • 2. Введите исходные данные.
  • 3. Если первым делает ход игрок, то наберите любое число от 1 до P и включите счет, нажав клавиши В/0, С/П. После окончания счета дисплей отобразит число оставшихся предметов.
  • 4. Нажмите клавишу С/П - ход калькулятора. После окончания счета дисплей отобразит число оставшихся предметов. Знак "-" слева от числа означает, что следующий ход игрока.
  • 5. Наберите число и нажмите клавишу С/П.
  • 6. Если игру начинает калькулятор, поочередно нажмите клавиши БП, 1, 2, С/П.
  • 7. Наберите число и нажмите клавишу С/П - ход игрока.
  • 8. Нажмите клавишу С/П - ход калькулятора.
  • 9. Отображение на дисплее числа 1 означает конец игры.
  • 10. Для повторнго запуска программы повторите пп. 3-5 или пп. 6-8.

Тестовый пример

N = 22, P = 4.

1) И : 4(18); К : 2(16).

2) И : 4(12); К : 1(11).

3) И : 4(7); К : 1(6).

4) И : 1(5); К : 4(1).

Калькулятор выиграл.


Программа "Игра Баше"

Программа 32 из блока расширения памяти БРП-4, переключатель "1/2" блока в положении "2", адрес 1023842.

Файл brp4-32.mkp (КС 16621/65)

  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
00 F x≠0 36 ИП 4 - F x≥0 36 ИП 7 F Bx -
10 П 7 С/П ИП 7 1 - B↑ ИП 4 1 + ÷
20 F Bx K [x] × - F x=0 28 1 ИП 7
30 - П 7 /-/ С/П БП 00 Cx F 1/x K НОП БП
40 00 0                

Исходный текст для кросс-компилятора

Файл brp4-32.mkl

.CHARSET 1251

; БРП-4
; 32. Игра Баше с множеством любых предметов (2 - 1023842)

.ORG 0

A0:	 ; с адреса 34, 39
	F X!=0 A36
	RM 4
	<->
	-
	F X>=0 A36
	RM 7
	F ANS
	-
	M 7
	R/S
	RM 7
	1 -
	ENT
	RM 4
	1 +
	/
	F ANS
	<->
	K INT
	*
	-
	F X=0 A28
	1

A28:	 ; с адреса 25
	RM 7
	<->
	-
	M 7
	+/-
	R/S
	GOTO A0

A36:	 ; с адреса 0, 5
	CX
	F 1/X
	K NOP
	GOTO A0
	0
.END 

Примечание. Считывание программ из БРП в МК-52 производилось блоками по 7 байт. Неиспользуемые команды в конце программы оставлены для совместимости и используются при подсчёте контрольной суммы.


НПП "СЕМИКО" (383) 271-01-25 (многоканальный)